В чем преимущество модульного обучения перед традиционным?

Эту технологию (авторы П.И. Третьяков и И.Б. Сенновский, 2001) следует отметить в первую очередь, как являющуюся одним из вариантов личностно-ориентированных педагогических технологий, получивших довольно широкое распространение в российских школах. Одной из основных составляющих данной инновации является четкая структуризация содержания изучаемых в школе предметов на обособленные элементы – блоки (модули), объединяющие учебное содержание с методами и приемами его овладения. Из блоков-модулей конструируется учебный курс по предмету, что, по мнению авторов технологии, позволяет сократить изучение дисциплины примерно на 30% без ущерба для полноты и глубины усвоения материала. Это уже само по себе определяет преимущества модульного обучения перед традиционным.

Другим, не менее важным «инструментом» технологии, является новый подход к расписанию уроков, предусматривающий сдвоенные уроки и двухнедельное расписание, в котором сконцентрированы предметы естественного и гуманитарного циклов. Таким образом, модульное обучение, в отличие от традиционного, подразумевает более высокую регулярность изучения учебных предметов, что, по мнению авторов, в большей степени соответствует законам человеческой памяти, а также уменьшает «калейдоскопичность» - частое (каждые 40-45 минут) переключение внимания с одного предмета на другой. Кроме того, организация обучения по этой технологии предполагает освоение учащимися учебного материала на доступном для них уровне трудности и темпе выполнения заданий.

В целом гигиеническая оценка данной педагогической инновации показала, что такая организация учебно-воспитательного процесса позволяет:

- значительно сократить многопредметность в течение учебного дня и недели при одновременном сохранении всех изучаемых дисциплин;

- обеспечить комфортный темп учебной работы на уроке за счет увеличения его общей продолжительности и чередования деятельности внутри модульного блока (например, в старших классах 1-й модуль – лекция, 2-й модуль – лабораторная работа, 3-й модуль – практикум по решению задач);

- сократить число дневных маршрутов учащихся средних и старших классов по перемещению из одного кабинета в другой;

- сократить объем и время подготовки домашних заданий;

- существенно уменьшить вес комплекта учебных пособий за счет сокращения числа ежедневных учебных предметов.

Как показали исследования, в сравнении с традиционным обучением модульное расписание учебных занятий обеспечивало позитивную направленность сдвигов в характеристике функционального состояния и режиме жизнедеятельности учащихся.


Назад в раздел