Какова роль врачебной профессиональной консультации при определении профиля обучения?

Одним из методов сохранения и укрепления здоровья подростка, гармоничного развития его личности является помощь ему в рациональном выборе профессии.

основная роль в осуществлении профконсультации учащихся отводится школьному врачу и психологу. Особое значение имеет врачебно-профессиональная консультация (ВПК) подростков, имеющих пороки развития, хронические заболевания, функциональные отклонения, а также высокий риск их возникновения.

Врачебная профессиональная консультация – это консультация врачом подростков здоровых, из групп риска и с отклонениями в состоянии здоровья с целью выбора учебного заведения и будущей профессии, максимально соответствующей состоянию их физического и психического здоровья. При этом учитывается успеваемость подростка в школе, склонность его к той или иной профессии; прогнозируется влияние производственно-профессиональных факторов на возникновение и течение патологического процесса, а также возможность освоения им рекомендованной профессии при наличии имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

Одним из условий полноценного осуществления ВПК является хорошее знание характера и условий труда, их влияния на растущий организм. Все вышеперечисленные сведения содержаться в так называемых профессиограммах – санитарно-гигиенических характеристиках профессий.

При медицинском обследовании с целью определения профессиональной пригодности подростка необходимы активный способ жалоб, применение скринингов, функциональных и лабораторных методов исследования для оценки функционального состояния основных систем и органов. Проводить индивидуальную профконсультацию рекомендуется в период ремиссии или компенсации хронического заболевания и желательно в присутствии родителей.

Помимо составления профессионального заключения врач должен жать и рекомендации по проведению лечебных, профилактических мероприятиях, тренировке ключевых профессионально значимых функций – занятий профессионально-прикладной физической подготовкой, упражнений на специальных тренажерах, развитию аттестационно-мнемических функций и интеллекта с помощью специальных приемов запоминания и анализа материала.

Особо важной является профконсультация для школьников из группы риска по формированию хронических заболеваний при выборе профильных классов и определению учебных дисциплин ЕГЭ, необходимых для зачисления их в выбранное высшее учебное заведение. Правильно данные рекомендации по выбору профессии не позволят развиться хроническому процессу под воздействием вредных производственных факторов.

Появление на российском рынке труда новых профессий, отсутствие широко доступной справочной литературы и наличие сложной комплексной патологии у подростков не всегда позволяют школьным врачам и врачам-специалистам, на которых возложена обязанность ВПК, качественно выполнять эту работу.

Учитывая актуальность проблемы, нами предлагается перечень профессий, перспективных в XXI веке, рекомендуемый при ряде хронических заболеваний.

Например, при бронхиальной астме с редкими и нетяжелыми приступами рекомендуются следующие профессии: административный менеджер, менеджер культуры, инспектор по налогам, мастер по персональным компьютерам и компьютерным сетям, программист, дизайнер компьютерного макетирования, системный аналитик, аудитор, менеджер по организации конференций и выставок, бизнес-консультант, менеджер по связям с общественностью, консультант по налогам, страховой и биржевой брокер, маркетолог, психолог, социолог, философ, политолог, социальный работник.

При сахарном диабете средней тяжести - административный менеджер, инженер по информационной безопасности, дизайнер компьютерного макетирования, системный аналитик, менеджер по рекламе, аудитор, менеджер по организации конференций и выставок, бизнес-консультант, менеджер по недвижимости, веб-мастер, финансовый аналитик, страховой и биржевой брокер, консультант по новым формам бизнеса, маркетолог, косметолог, психолог, социальный психолог, социолог, политолог, философ, гувернер (домашний учитель), социальный работник.

таким образом, врачебная профессиональная консультация является важным звеном медико-психологической реабилитации, позволяет подростку с отклонениями в состоянии здоровья правильно выбрать профильный класс и учебные дисциплины ЕГЭ, необходимые для зачисления в высшее учебное заведение и адаптироваться к современным социально-экономическим условиям, реализовав свои физические и интеллектуальные возможности.


Назад в раздел